Навык понимать эмоции формируется с раннего детства через эмпатию, когда родители объясняют ребенку, что он чувствует, называют эти состояния словами, принимают и поддерживают. Бывает так, что родители сами травмированы или не обучены понимать свои потребности, желания, чувства. И тогда последующему поколению передаются трудности в понимании себя, а отсюда много вытекающего — проблемы с самореализацией, индивидуацией, способностью удовлетворять свои потребности и быть удовлетворенным жизнью.
В психоаналитической терапии происходит постепенное узнавание себя личностью, через эмпатию, поддержку, отражения психолога. Человек приобретает навыки лучше справляться с трудностями жизни, понимать себя и оказывать самопомощь, выстраивать необходимые границы с внешним миром и другими людьми, тем самым проявлять собственную силу и индивидуальность.
Помогать себе на ежедневной основе, помимо терапии, можно и нужно. Для этого предлагаем взять ручку и блокнот и порефлексировать.
1. Вспомните последнюю ситуацию, которая связана с негативным для вас состоянием. Опишите:
А) Какая ситуация произошла?
Б) Что вы подумали в этот момент?
В) Какая физическая реакция возникла?
Г) Что вы сделали под влиянием эмоции?
Ниже шпаргалка для идентификации эмоции.
Злость (гнев, возмущение., раздражение, негодование, отвращение, агрессия ) — возникает в ответ на нарушение границ или неудовлетворение потребности (когда кричат, отвергают, предъявляют претензии,критикуют, что-то отнимают); мысли — я хороший, они плохие; физ.реакции — учащенное сердцебиение, нахмуренные брови, повышенный мышечный тонус; поведение —желание ударить, кричать, что-то сделать резкое, материться, кинуть, разбить.
Грусть (печаль, тоска, траур, уныние, безнадежность) — когда мы потеряли что-то/кого-то, расставание или сильно устали; мысли — я плохой, мир плохой, все будет плохо; физ. реакции —слабость усталость, слезливость, отсутствие сил, ощущение комка в горле, пустоты в душе, щемящая тоска; отсутствие аппетита, сонливость или бессонница.
Страх (тревога, волнение, паника) — из прошлого опыта, когда была ситуация опасная или закончилась неудачей и сейчас боимся повторения. Мысли — я не справлюсь, у меня ничего не получится, я не способен, я не ок, а ситуация слишком грандиозная, значимая. Физ.реакции — тремор, бессонница, головная боль, учащенное сердцебиение. Поведение — жалуемся, хныкаем, говорим, что не справимся, либо избегание ситуации.
Стыд, чувство вины (позор) — когда поступили не правильно и другие люди нас за это отвергли. Мысли — я плохой, никчемный, ужасный, а другие люди — хорошие, знают как правильно, не принимают и отвергнут нас, критикующие. Физ. реакции —покраснение, онемение, бегающий взгляд, м.б. замирание, желание скрыться. Поведение —желание извиняться или спрятаться.
Отвращение — когда что-то не нравится. Мысли я — ок, а ситуация неприятная. Физ. реакции — вплоть до тошноты, отторжение. Поведение — уйти и не иметь никакого отношения к этому.
Радость (удивление, восторг, воодушевление, счастье) — когда достигли цели, что-то получилось, успех, когда нас хвалят. Мысли я — ок и они — ок. Физ реакции —прилив сил, энергичность, бодрость, желание что-то делать, чувство ликования в груди. Поведение — говорливость, улыбаться, смеяться, делиться с другими.
Интерес (любопытство, энтузиазм) — когда мы хотим узнать, понять, проверить. Физ.реакции — влечение идти, поступки — действия в сторону объекта интереса, фокусировка внимания, мысли вокруг этого события, объекта.
Любовь — сложное чувство, состоит из нежности, благодарности, желании заботиться, доверие, влечение, идеализация, близость. Ощущение прилива сил, покоя, доверия, можно быть собой, желание сексуальной близости, тяга к человеку. Поведение — желание быть вместе, звонить, писать, проводить время.
2. Осознание своих эмоций в моменте позволяет взять управление своим состояние в собственные руки и выходить из привычных ситуаций по-новому.
Позитивные эмоции — наши двигатели. Нужно их осознавать и делать свою жизнь лучше. Они индикаторы ваших личных потребностей.